Отчет ФАО раскрывает масштабы рыбного мошенничества в глобальных цепочках поставок морепродуктов
В новом отчете ФАО раскрывается широко распространенное мошенничество с рыбой, предупреждается о рисках для здоровья, устойчивости и рынков, а также освещаются достижения в области выявления и профилактики.
Согласно новому отчету Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), мошенничество с рыбой широко распространено на мировых рынках морепродуктов, затрагивая значительную долю сектора рыболовства и аквакультуры стоимостью 195 миллиардов долларов. В исследовании освещаются риски для здоровья человека, биоразнообразия и экономических систем, а также описывается расширение научных возможностей для выявления мошенничества в цепочках поставок морепродуктов и борьбы с ним.
В докладе “Продовольственное мошенничество в секторе рыболовства и аквакультуры”, опубликованном Отделом рыболовства и аквакультуры ФАО в сотрудничестве с Объединенным центром ядерных технологий в пищевой промышленности и сельском хозяйстве ФАО/МАГАТЭ, рассматривается, как происходит мошенничество и как новые аналитические технологии могут усилить правоприменительную деятельность и предотвращение.
Хотя официальных глобальных оценок не существует, эмпирические исследования показывают, что около 20% торговли морепродуктами может быть связано с мошенничеством в той или иной форме, что выше, чем в торговле мясом, фруктами и овощами. В докладе мошенничество с рыбой определяется как “преднамеренная практика, направленная на обман других”, и предупреждается, что это может угрожать биоразнообразию, общественному здоровью и экономической стабильности.
Оглавление
Многочисленные формы мошенничества
В цепочке поставок морепродуктов мошенничество принимает различные формы, включая фальсификацию, например, подкрашивание тунца, чтобы он казался более свежим, контрафактные продукты, такие как имитация креветок, изготовленных из крахмальных соединений, и имитацию, когда сурими упаковывают так, чтобы оно напоминало крабовое мясо. Другие методы включают подмену видов, например, продажу тилапии под видом красного луциана, неправильную маркировку происхождения или сроков годности, ложные заявления об устойчивости, попадание на непреднамеренные рынки, чрезмерный вылов рыбы, фальсификацию и кражу.
В ответ на это ФАО призывает к гармонизации требований к маркировке, включая научные названия видов, а также к созданию более эффективных систем отслеживания. Аналитические методы, такие как иммуноферментный анализ, анализ стабильных изотопов и ядерно-магнитный резонанс, могут помочь выявить мошенничество, а портативные рентгенофлуоресцентные приборы и средства машинного обучения появляются для поддержки надзора со стороны регулирующих органов.
Факты свидетельствуют о глобальной проблеме.
Несмотря на тысячи исследований, документирующих случаи мошенничества с морепродуктами на всех континентах, за исключением Антарктиды, по-прежнему отсутствуют согласованные исходные данные, в основном из-за разнообразия более чем 12 000 видов морепродуктов, различных видов мошенничества и противоречивых определений.
Несмотря на это, имеющиеся исследования указывают на широкое распространение неправильной маркировки. Некоторые исследования показывают, что до 30% морепродуктов, продаваемых в ресторанах, имеют неправильную маркировку, и исследователи документируют случаи в Латинской Америке, Китае и Европейском союзе. В Соединенных Штатах исследования показывают, что до трети морепродуктов не соответствуют маркировке, однако власти проверяют менее одного процента импортируемых продуктов.
Доминирующую роль играют экономические стимулы
Хотя некоторые мошеннические действия представляют опасность для здоровья, в том числе употребление в пищу небезопасных сырых продуктов или повторная заморозка морепродуктов, способствующая росту бактерий, финансовая выгода остается основным фактором.
Например, выдача выращенного на ферме атлантического лосося за дикого тихоокеанского лосося может стоить около 10 долларов за килограмм. Выращенный на фермах сибас, продаваемый как местная итальянская рыба, может стоить в два-три раза дороже, чем импортируемый из Греции или Турции, и даже дороже, если он выловлен в дикой природе. Другие распространенные методы включают добавление воды для увеличения веса и сокрытие географического происхождения для маскировки незаконных уловов или уловов, превышающих квоты, что ставит под угрозу устойчивость запасов.
Наука повышает эффективность выявления случаев мошенничества с рыбой
Учитывая сложность этой задачи, выявление случаев мошенничества с рыбой является сложной задачей, но достижения науки улучшают ее выявление. Жирнокислотный состав позволяет отличить дикорастущую рыбу от выращенной на фермах, а соотношение изотопов углерода и азота помогает определить географическое происхождение. В отчете также освещаются инициативы по обеспечению соблюдения законодательства в Италии, Аргентине и Соединенных Штатах.
Исследование ДНК-штрихкодирования, проведенное в Лос-Анджелесе, выявило низкий уровень неправильной маркировки на перерабатывающих предприятиях, умеренный уровень среди розничных продавцов и особенно высокий уровень в суши-ресторанах. Тунец, альбакор и лосось с неправильной маркировкой относительно редко попадали в розничную продажу, но красный луциан и палтус часто заменялись ими. Десятилетняя инициатива, объединяющая образование, промышленное сотрудничество и слепое тестирование, позволила сократить количество случаев неправильной маркировки морепродуктов на две трети.
ФАО подчеркивает, что профилактика и правоприменение, поддерживаемые участием частного сектора, необходимы для сокращения случаев мошенничества с морепродуктами. Организация совместно с Комиссией «Кодекс Алиментариус» разрабатывает международные стандарты, а Объединенный центр ФАО/МАГАТЭ оказывает техническую поддержку в укреплении национального потенциала в области тестирования.



Отправить комментарий